5.10.2012
Владимир Цытович учился в нашей школе недолго, в 8 и 9 классах, в 1946-1948 гг., но уже тогда обратил на себя внимание доброжелательностью, аккуратностью и хорошей успеваемостью. О его музыкальных способностях, о том, что он параллельно успешно учится ещё и в музыкальной школе одноклассники узнали не сразу, но когда об этой особенности постепенно стало известно, уважение к нему возросло многократно. Ведь таким талантом в классе, да и во всей школе не обладал никто. Став студентом Консерватории Володя проявил столь незаурядные способности, что уже на четвёртом курсе был принят в Союз композиторов СССР, случай почти неслыханный в то время. По окончании Консерватории в 1958 г. он поступил в аспирантуру, учёба в которой завершилась защитой диссертации. Всю последующую жизнь, более сорока лет, В.И. Цытович преподавал начинающим музыкантам композицию, инструментовку и чтение партитур, стал профессором, более 10 лет возглавлял кафедру. Его стиль преподавания отличался безукоризненной интеллигентностью, (студентов всегда называл на «Вы»), тактичностью («прослушайте своё сочинение ещё раз, по-моему, здесь не достаёт двух тактов») и, конечно, тонким пониманием классической музыки. Владимир Иванович прекрасно играл на фортепиано, мог встать за дирижерский пульт, но главным для него было сочинение музыки, которая всегда звучала в его душе, в его сердце. Он автор многих музыкальных сочинений – симфоний, концертов, произведений для детей. Его трудолюбие и талант отмечены орденом Дружбы и званием Заслуженного деятеля искусств. Этого прекрасного педагога любили ученики многих поколений, потому что всегда чувствовали его любовь и заботу о них. Среди воспитанников Владимира Ивановича дирижеры В.А.Гергиев и Ю.Х.Темирканов, В.Альтшуллер и А.Паулавичус. В прощальном слове ректор Консерватории М.Н.Гантварг отметил, что хотя при жизни Владимир Цытович не получил соответствующего его таланту признания, в том числе из-за его необычайной скромности, он безусловно вошел в золотой фонд петербургской музыкальной колыбели и по глубине понимания музыки и педагогической одарённости является достойным продолжателем традиций, заложенных великим Н.А. Римским-Корсаковым.