Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





27.4.2024
На сайте размещена биографическая страничка пианистки, педагога Галины Дмитриевны Павловой-Сильванской, учившейся в нашей школе в 1929-1937 гг.
23.4.2024
Дорогие друзья и коллеги! В сборнике материалов конференции "Право на имя. 2023 г." опубликована статья о бывшем ученике гимназии К.Мая архитекторе А.А.Бруни: М.Т. Валиев. Академик архитектуры Александр Александрович Бруни (1860-1911) // Право на имя. Биографика 20 века. СПб.: Фонд Иофе, 2024. C. 3-13.
15.4.2024
На сайте размещена неординарная биографическая страничка Александра Николаевича Муратова, учившегося в гимназии К.Мая в 1901-1902 гг.
9.4.2024
На сайте размещены биографические странички братьев Вычегжаниных: художника Петра Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1918-1924 гг. и участника Великой Отечественной войны Георгия Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1917-1924 гг.




Курек Ирина Николаевна


10.02.1929 - 02.09.2018

геолог
старший научный сотрудник Центрального геологического музея

училась в нашей школе
в 1936 – 1937 г.г.

.







Курек Ирина Николаевна родилась 10 февраля 1929 г. в Ленинграде в семье известного специалиста по геологии и минеральным ресурсам Рудного Алтая доктора геолого-минералогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук Казахской ССР Николая Николаевича Курека (1896–1963). В нашей школе училась только один 1936/1937 учебный год. В 1942 г. эвакуировалась в Усть-Каменогорск, вернулась в Ленинград в 1946 г., окончила 10-й класс 239-й школы. В 1947 г. поступила на геологоразведочный факультет Ленинградского Горного института по специальности геологическая съемка и поиски полезных ископаемых. После двух учебных практик работала в летних полевых партиях коллектором в Восточном Казахстане (1949) и на Дальнем Востоке (1950 и 1951 гг.), на Сихотэ-Алине, в бассейне левых притоков р. Уссури. После окончания института в 1953 г. более 30 лет проработала старшим научным сотрудником в ЦНИГР Музее им. Ф.Н. Чернышева в отделе полезных ископаемых. Специалист по рудным месторождениям, руководила темами по подготовке экспозиций месторождений минерального сырья СССР: золота, меди, вольфрама, молибдена, бериллия. В выполнение темы входили разработка музейной экспозиции и составление обзора, включающего историю изучения месторождений данного полезного ископаемого, описание его физических и химических свойств, формулировка закономерностей размещения месторождений на территории страны, описание месторождений и типов промышленных руд, использование их в народном хозяйстве, подготовка каменного и графического материала.
Многочисленные командировки Ирины Николаевны с выполнением конкретных заданий по коллекционированию и сбору различных минералов охватили Карелию (шунгиты), Украину (марганец), Армению (стройматериалы), отдельные разрезы и комплекс полезных ископаемых Грузии, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Самая далекая командировка состоялась в июле-августе 1982 г. в Магадан и на Чукотку. В результате работы в районе мыса Шмидта была собрана богатая коллекция чукотских агатов для Музея. Регулярно проводила общеобразовательные или тематические экскурсии и занятия с юными геологами в кружках при Музее. Готовила выставки к 100-летию Геолкома-ВСЕГЕИ и к 27-й сессии Международного геологического конгресса (МГК).
За проделанную работу И.Н. Курек была награждена Министерством геологии СССР медалью «За заслуги в разведке недр», значком «Отличник разведки недр» (1982 г.).
Ирина Николаевна скончалась 2 сентября 2018 г., за неделю до своего 89-летия…

И.Н. Курек написала свои воспоминания о жизни на Васильевском острове и школе, где училась перед Отечественной войной:
«Наша семья до Войны жила на 13-й линии Васильевского Острова, недалеко от Малого проспекта напротив Витаминного завода с большой трубой и небольшим домом по 12-й линии, который называли Домом политкаторжан. Всего в нашем просторном дворе, отделенным от улицы деревянным забором, было четыре двухэтажных флигеля – два каменных и два деревянных с каменными лестницами. В таком доме мы занимали на втором этаже отдельную трехкомнатную квартиру, вероятно потому, что мой отец Николай Николаевич Курек был горным инженером, работал в ЦНИГРИ (с 1939 г. ВСЕГЕИ). Все остальные жильцы флигелей имели только комнаты в коммунальных квартирах. Моя мама, Мария Дмитриевна имела неполное медицинское образование, и её часто приглашали соседи для оказания кому-то первой помощи, а иногда и принять новорожденного. Как общественница, она проводила медицинские занятия в помещении или клубе Осовиахима. С 1939 г. работала в 1-м Медицинском институте. Бабушка – Ольга Ивановна – мать отца занималась семейным хозяйством, рукодельничала и воспитывала нас с братом Колей, который был старше меня на пять лет, 1924 года рождения. Я родилась в 1929 году.
В 1936 году мама привела меня в 1-й класс 17-й средней школы. Я не помню, говорили ли дома, что это знаменитая бывшая школа Карла Мая, но помню, что у мамы было много хлопот, т.к. ей советовали определить меня не только именно в эту школу, но и попасть в класс заслуженной учительницы Ксении Викторовны. Может быть, маме советовала жена моего крестного – главного механика ледокола «Литке», орденоносца Федора Федоровича Лиходеева, чей сын Боря учился в 17-й школе.
Наступило 1-е сентября 1936 года. Звонок, и я сижу в 1-а классе, а класс переполнен (так мне показалось) учениками и стоящими родителями. Мне как-то неуютно. Пожилая (на мой взгляд) учительница Ксения Викторовна <Переборщикова – прим. авт.> строго спрашивает: «Кто не умеет читать, поднимите руку». Хотя я умела читать, но сразу подняла руку, и меня быстренько повели в другой 1-й класс, а их было четыре. Повели мимо моей мамы, которая стояла за дверью с другой группой родителей. Не помню, чтобы мама была расстроена.
Воспитательницей моего нового класса была молодая учительница Анна Георгиевна, стройная блондинка. Мне запомнилось, что она всегда была в ровном хорошем доброжелательном настроении; запомнились её яркие симпатичные кофточки. А вот из уроков почему-то остался в памяти урок атеизма, может быть потому, что он для нас, во всяком случае для меня, был необычен. Вообще же я училась хорошо.
Встречаясь с другими первоклассниками в раздевалке, обратила внимание на брата и сестру из 1-а класса. Брат всегда подавал пальто своей сестре. Это выглядело очень необычно, как бы из другого, может быть дворянского быта. И они не стеснялись, что могут быть насмешки. Еще некоторые выделялись своими бархатными курточками, что напоминало не всем доступное благополучие.
Почему-то запомнилась такая мелочь как шары на перилах лестницы. Как будто, чтобы ребята не катались на перилах.
Из общих событий помню, без подробностей, широко отмечаемое в феврале 1937 года 100-летие со дня гибели Пушкина. Может быть я выступала на школьном вечере.
Чудом сохранилась фотография нашего 1-го класса, скорее всего конца зимы или начала весны 1937 года – 20 девочек, 13 мальчиков и Анна Георгиевна. Ни с кем из 1-го класса после Войны не довелось встретиться, хотя пыталась что-то про кого-то узнать.
Заканчивала десятилетку после возвращения из Казахстана в Ленинград в другой школе, и жили мы в другом районе. Однако, помню фамилии и имена некоторых ребят, которых и назову слева направо:
в первом ряду сидят: первая – Хайрулина, четвертый – Колесников, восьмая – Таня Кузнецова (о ней я немного узнала от общих знакомых), девятая – Ира Курек, десятая – Богданова; во втором ряду: первый – Валя Гогин, пятый – Валя Белов, шестой – Левин, восьмая – Анна Георгиевна; в третьем ряду: первый – Стасик, третья – Афанасьева, пятый – возможно Витя Косенко, мой сосед по парте, седьмой, восьмая, девятый и десятый – ребята из детского дома.
Брат мой Коля учился в другой школе, а Боря Лиходеев в 17-й. Мы жили в одном дворе; они дружили, часто играли у нас в папанинцев. В школе иногда встречались с Борей, и он после говорил, что Ира дома кажется большой, а в школе – маленькой.
Первый класс мы закончили в 17-й школе, а уже 2-й класс начали в другой школе, на 13-й линии между Средним и Большим проспектом. Перевели нас всем классом вместе с нашей Анной Георгиевной, которая вела нас до 5-го класса.
Вспоминается школьный вечер или под Новый год или по окончании какого-то класса. Вела программу вечера Ксения Викторовна. Увидев мое выступление в самодеятельности в костюме, на юбке которого были прикреплены бумажные розы (постаралась бабушка), сказала мне: «Мастер на все руки», имея ввиду, не только костюм, но и полученную мною похвальную грамоту за учебу.
Все было хорошо, пока не началась Война.
Отец вместе с другими геологами ВСЕГЕИ выехал на полевые работы на Рудный Алтай. Оставшиеся оказались в Блокаде, которая нанесла невосполнимые потери нашей семье: в январе 1942 г. умер от истощения брат Коля в Морском госпитале, который помещался во ВСЕГЕИ; в марте умерла мама. Мы с бабушкой сумели эвакуироваться в июне 1942 г. через Ладогу, направляясь к Николаю Николаевичу. Но по дороге, на Урале умерла бабушка. Мне, в 13 лет пришлось добираться до г. Усть-Каменогорска, где была база полевой партии отца, самой. Там и училась в школе. В 1946 г. мы вернулись и после окончания 10-го класса в 1947 г. поступила в Ленинградский Горный институт. В 1952 г. получила диплом горного инженера-геолога и до пенсии проработала в ЦНИГРМузее имени акад. Ф.Н.Чернышева. Наши два сына – морские геологи.
Когда мы уехали, деревянные флигели нашего дома были разобраны на дрова, а по возвращении нам передали папины книжные шкафы и письменный стол, пианино, ноты, фотоальбомы и ту самую фотографию первого класса 17-й школы. Как и кем это все сохранилось, не знаю, но моя вечная им благодарность.
Боря Лиходеев, который после 6-го класса с осени 1937 г. тоже перешел из 17-й в какую-то другую школу, с детства мечтал стать моряком дальнего плавания. В сентябре 1941 г. поступил в Высшее военно-морское училище им. М.Ф.Фрунзе. Зимой 1941 г. его первый курс отправили куда-то на р. Дон. По дороге курсанты поморозились. Весной 1942 г. пришла к нам его мама Олимпиада Ивановна и прочитала Борино письмо с фронта. Помню строчки: «… сижу на сене, пишу на каске, кругом идет пальба. Наверное, это мое последнее письмо …». Так это и оказалось. Я была в Музее Фрунзенского училища. В нем хранится пробитый комсомольский билет Бори.
Прошло много-много лет с памятных для меня 30-х годов. И теперь хочется всё это вспомнить, чему может помочь знакомство с Музеем школы. Надеюсь, не откладывая, побывать в нем.
19 августа 2009 г.».

Ирина Николаевна успела осуществить своё желание и неоднократно посетила музей в здании школы на 14 линии.

Информационную страницу сайта подготовили Татьяна Львовна Модзалевская © и Мурат Тимурович Валиев © (оба – Санкт-Петербург).
10.12.2018

При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «Т.Л. Модзалевская, М.Т. Валиев. Биографическая страничка Ирины Николаевны Курек: URL: http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=12751. (дата обращения)»






Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




12.05
День Рождения музея истории школы К.Мая
12.05
День рождения Владыки Михаила Мудьюгина
18.05
День рождения Майских жуков
09.06
День рождения выпускника нашей школы, дейст. чл. АН СССР Н.П.Горбунова



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей