Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





27.4.2024
На сайте размещена биографическая страничка пианистки, педагога Галины Дмитриевны Павловой-Сильванской, учившейся в нашей школе в 1929-1937 гг.
23.4.2024
Дорогие друзья и коллеги! В сборнике материалов конференции "Право на имя. 2023 г." опубликована статья о бывшем ученике гимназии К.Мая архитекторе А.А.Бруни: М.Т. Валиев. Академик архитектуры Александр Александрович Бруни (1860-1911) // Право на имя. Биографика 20 века. СПб.: Фонд Иофе, 2024. C. 3-13.
15.4.2024
На сайте размещена неординарная биографическая страничка Александра Николаевича Муратова, учившегося в гимназии К.Мая в 1901-1902 гг.
9.4.2024
На сайте размещены биографические странички братьев Вычегжаниных: художника Петра Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1918-1924 гг. и участника Великой Отечественной войны Георгия Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1917-1924 гг.




Бартель Леонид Эмильевич


02.09.1889 – 13.04.1942

инженер путей сообщения
кандидат технических наук

учился в Реальном училище К.Мая
в 1905 – 1908 гг.         









Леонид Бартель родился 2 сентября на ст. Белоостров (Финляндской ж.д.) Санкт-Петербургской губернии в семье австрийского подданного, уроженца Вейперта (Австрия), оружейника Эмиля Бартеля, католического вероисповедания, и Пелагеи Михайловны Бартель, православного вероисповедания [1,2].
В 1897 году отец Леонида поступил на работу на Невский Судостроительный и Механический завод и семья переехала в Петербург.
В 1898 году Леонид начал обучение в 2-х классном начальном училище, затем в 4-х классном городском, позднее во 2-ом Реальном Училище и, наконец, в мае 1905 г. перевёлся в 5 класс Реального училища К.Мая [2].
В 1908 г. Леонид блестяще окончил Реальное отделение школы К.Мая, включая седьмой дополнительный класс, дающий право поступления в Высшие учебные заведения. В аттестате, подписанном директором школы А.Л. Липовским, почти по всем дисциплинам стояли высшие баллы [2].
Семья Бартелей в это время проживала в СПб по адресу – угол Стеклянной и Смоляной ул., д. 53/3, кв. 2.
После окончания школы Леонид подал прошение на механическое отделение Политехнического института Петра Великого. В 1916 году Леонид окончил железнодорожный подотдел Механического отделения Петроградского Политехнического института [1,3,4]. С 1911-1912 гг. был на практике помощником машиниста, затем машинистом при депо Ртищево Раз.Ур.ж.д. [5]. С 1913 по 1915 гг. работал в конторе опытов и в группе по испытанию паровозов у профессора Ю.В. Ломоносова в должности рядового участника опытов.
Кроме уже упомянутых сведений об отце и матери Леонида Бартеля известно, что один его брат, Виктор Бартель, – работал на заводе, другой, Исидор Бартель, служил в магазине.
В 1913 г. по неизвестным нам причинам состоял под надзором полиции [1].
В 1916 г. окончил курс Политехнического института [4].
Дальнейшая биография излагается по страничке сайта Политехнического института [6]:
«…После окончания института, в 1916 г., поступил на работу на Невский Судостроительный и Механический завод им. Ленина в качестве инженера-конструктора по паровозам. В 1918 г. перешёл в Главное Учётно-Техническое Бюро главным инженером. С окт. 1919 по 1931 гг. работал на железных дорогах в Ленинграде, занимал должности помощника начальника Технического отдела, начальника части Теплотехники, помощника начальника отдела эксплуатации по тяге. С 4 февраля 1931 г. был назначен начальником Бюро Энергетики.
В апреле 1931 года был привлечён к суду за пережёг топлива и был сослан на 6 месяцев в Сибирь, затем в г. Кузнецк Пензенской области, где руководил работами по монтажу котельной и отопительных установок. Был освобождён досрочно-условно в декабре 1931 года и вернулся в Ленинград. 14-го апреля 1931 г. поступил в Бюро Новизны внештатным экспертом. С 1932 года работал старшим инженером-конструктором Научно-технического бюро на Невском Машиностроительном заводе им. Ленина.
В 1919 году начал преподавательскую деятельность в Институте Путей Сообщения (В настоящее время носит название "Петербургский государственный университет путей сообщения"), вёл курсы по паровозам и курс "Подвижной состав и тяга". С 1925 по 1930 гг являлся сначала консультантом по проектированию паровозов, затем преподавателем и доцентом по паровозам на Механическом факультете Ленинградского Политехнического Института. В 1932 году был назначен заведующий факультетом Тяги и заведующим кафедры Паровой тяги в Ленинградском Институте Инженерно-Промышленного Транспорта (ЛИИПТ). При ликвидации ЛИИПТ в 1936 году был утверждён доцентом кафедры Паровой тяги ЛИИ.
13 декабря 1939 года успешно защитил диссертацию на тему "Выборы наивыгоднейшего давления пара в промышленных танк-паровозах" и получил учёную степень кандидата технических наук. 1 октября 1941 года был назначен на должность и.о. зав. кафедры "Тяговой состав и подвижное хозяйство промышленного транспорта".
В марте 1942 года эвакуировался вместе с институтом в Пятигорск.
13 апреля 1942 года был исключён за смертью из штатного состава института [7]».

Источники:
1. ЦГИА СПб ф. 478 оп. 1 д. 133;
2. ЦГИА СПб ф. 144 оп. 2 д. 128 л. 29;
3. Бартель Л.Е. ЦГИА ф. 478 оп. 4 д. 68 – лекц. книжка;
4. Бартель Л.Э. ЦГИА ф. 478 оп. 2 д. 8 – диплом;
5. ЦГИА ф.1480 оп. 9 д. 1136 1912 г.;
7. Архив СПб ГПУ, Опись № 45, л/д № 337.


Информационную страницу подготовили М.Т. Валиев © (С.-Петербург) и И.Л. Лейнонен © (Лауша, Германия).
23.12.2015

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




12.05
День Рождения музея истории школы К.Мая
12.05
День рождения Владыки Михаила Мудьюгина
18.05
День рождения Майских жуков
09.06
День рождения выпускника нашей школы, дейст. чл. АН СССР Н.П.Горбунова



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей