Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





23.4.2024
Дорогие друзья и коллеги! В сборнике материалов конференции "Право на имя. 2023 г." опубликована статья о бывшем ученике гимназии К.Мая архитекторе А.А.Бруни: М.Т. Валиев. Академик архитектуры Александр Александрович Бруни (1860-1911) // Право на имя. Биографика 20 века. СПб.: Фонд Иофе, 2024. C. 3-13.
15.4.2024
На сайте размещена неординарная биографическая страничка Александра Николаевича Муратова, учившегося в гимназии К.Мая в 1901-1902 гг.
9.4.2024
На сайте размещены биографические странички братьев Вычегжаниных: художника Петра Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1918-1924 гг. и участника Великой Отечественной войны Георгия Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1917-1924 гг.
9.4.2024
В течение нескольких лет наш коллега, Михаил Иванович Еременко ( Санкт-Петербург), передаёт нам информацию о захоронениях бывших учеников и педагогов школы в Колумбарии при Санкт-Петербургском Крематории. Благодаря Михаилу Ивановичу найдены десятки мест упокоения. В очередном письме мы получили информацию о дате кончины и месте упокоения участника Великой Отечественной войны Михаила Сергеевича Якубова (1908 - 1984) . Благодарим Михаила Ивановича за важный и бекорыстный труд по увековечиванию памяти наших соотечественников.




Преснов Александр Александрович


Александр Александрович
Преснов





учитель истории











Одним из наиболее уважаемых и незабываемых учителей
школы был преподаватель истории Александр Александрович Преснов. Вот
отрывки из воспоминаний бывших спецшкольников:


« — Здравствуйте, товарищи кадеты! —
звонко воскликнул вошедший.

Взвод
растерялся от такого обращения. Помедлил, и всё-таки отозвался:

— Здрасте!

— Вольно! Садитесь, садитесь, друзья, —
перешел на доверительный тон учитель. — Смутил вас, не так ли?
Конечно же, вы не кадеты в полном смысле этого слова. Ваш социальный
портрет совершенно иной. Но есть определенное сходство…»

Далее преподаватель, начиная первый урок, сообщил, что
«…кадетские корпуса были военно-учебными заведениями
закрытого типа и существовали в России с первой трети восемнадцатого
века. Сначала в них занимались лишь дворянские дети. Позже стали
приниматься и дети военных, разночинцев…

— А не вспомните ли, други моя, каких
замечательных революционеров дали в прошлом нашему народу кадетские
корпуса? — неожиданно задал вопрос историк.


Взвод ответа не дал.

— Эх, вы, «майские жуки», не знаете.
Что ж, помогу вам и, для начала, назову лишь двоих из них: Кондратия
Фёдоровича Рылеева и Валериана Владимировича Куйбышева. Кем были эти
люди, надеюсь, пояснять не нужно…

После сцены изумления Александр Александрович по-доброму
улыбнулся и снова спросил:

— Может, и за «майских жуков»
обиделись?.. Нет, и правильно. Обижаться тут не на что, ибо так в
конце минувшего и в начале нынешнего веков называли учеников одной из
лучших петербургских гимназий, основателем которой был прогрессивный
и талантливый педагог Карл Иванович Май. С осени девятьсот десятого
года созданная им мужская гимназия размещалась не где-нибудь, а здесь
вот, в наших стенах…

Учитель истории говорил о том, что не было у «майских
жуков» педагогов-мракобесов, преподавателей-черносотенцев. Все
они подбирались исключительно по признакам своей научной одарённости,
по особым склонностям к воспитательной работе среди юных поколений. И
не случайно, что именно в мужской гимназии Мая впервые в России были
заложены основы кабинетной системы обучения, что в ней ранее других
было введено подлинное ученическое самоуправление…».

Так, благодаря хорошо и разносторонне образованному
педагогу, новые хозяева «майского» дома узнали о его
славном прошлом.


О том, что А. А. Преснов был действительно
незаурядным человеком, можно также судить по ещё одной цитате:

«Александр Александрович был блистательным
рассказчиком, вчерашние семиклассники с первых же уроков не просто
зачарованно слушали Преснова, но и старались записывать его слово в
слово: ведь многое из того, что он преподносил, в учебниках никак
сыскать не удавалось. А когда речь шла о боях, сражениях минувших
времён, учитель и вовсе забывал, что перед ним ещё не слушатели
академии, даже не студенты, и разражался увлекательнейшими лекциями
по истории войн и военного искусства.»

А вот как вспоминает любимого педагога И.Р. Миркин:
«Всегда с исключительным интересом мы слушали историка
А. А. Преснова и старались записывать урок слово в слово,
так как то, что он преподносил, в учебниках нельзя было найти. А
когда речь шла о боях, то он даже забывал, что перед ним сидят не
курсанты или слушатели академии, и разражался увлекательнейшими
лекциями по истории войн и военного искусства».









Рожков В.Г.
Шестая (Первая) специальная артиллерийская школа. СПб., 2006.



Благово Н.В. Школа на
Васильевском. Ч II., СПб,
2009.




Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы





12.04
День рождения Евгения Борисовича Белодубровского - литературовед, библиограф, собиратель истории школы Карла Мая, соавтор первого издания о истории школы. 1941
17.04
День рождения бывшего ученика нашей школы, космонавта испытателя Андрея Борисенко



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей